Архив новостей - СШ 2 г.Кобрина
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

26.01.2023

ШАГ для 8-11-х классы

«Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии)

 

 

 

Беларусь входит в число государств с высоким уровнем научно-технического развития. За годы независимости научный потенциал страны не только сохранен, но и существенно приумножен. Это подтверждается высокими позициями в международных рейтингах (рейтинг по развитию информационно-коммуникационных технологий, индексу человеческого развития, Good Country Index, Doing Business и др.).

Белорусская наука – это система взаимодействующих организаций, которые проводят исследования и разработки по широкому спектру направлений получения и применения новейших знаний, отвечающих передовым рубежам мирового научно-технического прогресса. Ключевые научные сектора представлены академической, вузовской (университетской), отраслевой и корпоративной наукой.

Организацию науки, научных исследований и разработок, аттестацию научных кадров высшей квалификации и инновационное развитие обеспечивают Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси), Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) и Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК).

НАН Беларуси работает как крупная научно-производственная корпорация, комплексно сочетая программные, проектные и кластерные формы организации деятельности научных учреждений, научно-практических центров и производств.

В последнее время структура НАН Беларуси значительно усовершенствована: созданы новые типы организаций (научно-практические центры и объединения). Академия наук стала базовой организацией Международной ассоциации академий наук, включающей 15 академий наук ряда постсоветских и других стран, и активно развивает международное научно-техническое сотрудничество на основе договоров и соглашений с крупнейшими научными центрами мира.

Сегодня НАН Беларуси зарабатывает 2/3 средств для своего развития самостоятельно. При этом на каждый рубль, вложенный в научно-технические исследования, получает более 5 рублей дохода. В производстве вычислительной, электронной и оптической аппаратуры инновационно активны свыше 62% предприятий, в фармацевтической промышленности – более 66%, в транспортном машиностроении – более половины. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в Беларуси по итогам 2020 года – один из наиболее высоких среди стран Европы.

 

На протяжении всей истории НАН Беларуси продолжались процессы совершенствования ее структуры и тематики работ в соответствии с требованиями времени. Современная Академия наук – это крупнейший исследовательский центр, нацеленный на укрепление национальной экономики. Все академические научно-исследовательские и научно-производственные организации мотивированы на внедрение своих разработок в реальный сектор экономики и социокультурную сферу.

Сегодня практически каждая вторая организация НАН Беларуси имеет собственное производство для коммерциализации результатов исследований. Действует уже более 100 производств – как малых лабораторных, так и крупнотоварных с юридическим статусом. Всё это планомерные шаги по развитию НАН Беларуси как научно-производственной корпорации.

 

Разработка вакцины – принципиально новая и ключевая для Беларуси задача. Прежде всего она включает получение лекарственного средства для медицинской профилактики COVID-19.

По инициативе Академии наук действует республиканская межведомственная рабочая группа по преодолению COVID-19. Это координационный центр по выработке оперативных решений, направленных на изучение коронавируса и принятие оперативных мер борьбы. В нее входит более 30 ведущих специалистов в области вирусологии, иммунологии, генетики и клеточной инженерии, представляющих академическую и вузовскую науку, ученых и организаторов системы здравоохранения. Разработка выполняется совместно РНПЦ эпидемиологии и микробиологии Минздрава и Институтом биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси.

Прототип белорусской вакцины против коронавирусной инфекции уже готов. Он проходит этапы лабораторных исследований и предварительные доклинические испытания на мелких животных. Установлено, что вакцина безопасна, хорошо переносится и не вызывает побочных явлений.

С учетом того, что появляются все новые штаммы вируса, вакцина будет адаптирована к тем из них, которые будут циркулировать на момент ее производства. Технология производства позволяет оперативно учитывать все изменения и мутации и постоянно актуализировать состав вакцины, чтобы ее эффективность была максимальной.

В 2021 году НАН Беларуси совместно с АО «Корпорация “ВНИИЭМ” госкорпорации “Роскосмос”» провели оценку технического состояния Белорусского космического аппарата (БКА). По заключению специалистов, остаточный эксплуатационный ресурс спутника, а также запас топлива для коррекции орбиты достаточны для продления его эксплуатации не менее чем на четыре года. В январе 2021 года принято согласованное решение о продлении эксплуатации БКА на орбите до 2025 года включительно.

Созданная на основе БКА Белорусская космическая система дистанционного зондирования Земли работает устойчиво, в полном объеме выполняет задачи по предназначению, обеспечивает космической информацией 26 организаций, входящих в структуру 11 министерств и ведомств Беларуси. Получаемая космическая информация с БКА используется для обеспечения национальной безопасности, мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изучения состояния, прогноза развития и охраны природных ландшафтов, актуализации земельно-информационной системы, ведения государственного земельного кадастра, проектирования, реконструкции и строительства дорог. Космические снимки составляют основу для создания топографических и навигационных карт, широко применяются в геологоразведке и процессе аэрокосмического образования.

Совет Министров принял комплексную программу развития электротранспорта на 2021-2025 годы. Ключевые работы по ее реализации будут выполняться Министерством промышленности и НАН Беларуси. В настоящее время начата реализация совместного с ОАО «МАЗ» проекта по созданию электрогрузовика на шасси среднетоннажного автомобиля МАЗ. Введено в эксплуатацию уникальное оборудование для исследований и испытаний компонентов силового электропривода транспортных машин.

В Национальной академии наук Беларуси 21 октября 2022 года был дан торжественный старт 15-й Белорусской антарктической экспедиции. Ведутся активные научные исследования.

Ведется научная работа по исследованию изменений природной среды и климата Антарктики. На основе комплексного геологического анализа магнитных исследований построены карты прогноза минерально-сырьевой базы Вечернегорской площади, где расположена белорусская станция.

С использованием космического аппарата проведена съемка территории в районе станции. Получены новые данные спектров отражения снежного и ледового покрова. Параллельно в автоматическом режиме проводятся радиометрические измерения высотных изменений микроструктуры аэрозоля. Данные измерений передаются по каналам спутниковой связи в Институт физики НАН Беларуси для анализа и обработки. Отобраны образцы ихтиофауны для биологических исследований в институтах НАН.

В полевой биологической лаборатории на станции ведутся работы с экспериментальными посадками сельскохозяйственных культур. Проведен отбор и анализ проб мхов и лишайников в наземных биотопах для оценки влияния повышенного содержания атмосферных газов на окружающую среду. Выполняются также наблюдения за колонией пингвинов.

Работа на Южном полюсе – это и поле для международного сотрудничества. В частности, реализуется совместный белорусско-турецкий научный проект. С помощью специального научного оборудования определяется наличие вредных веществ в морской воде, таких как микропластик, нефтепродукты, тяжелые металлы. Совместно с зарубежными коллегами организована систематизация данных с помощью компьютерной сети, а с использованием спутниковой связи – их передача для научной общественности.

Сейчас очень актуальны цифровизация, роботизированные технологии. Есть ряд приоритетных сфер для создания неоиндустриальной структуры белорусской экономики, по которым имеются серьезные научно-технические заделы. Это цифровые технологии, искусственный интеллект, робототехника, нано- и биотехнологии, новые материалы, в том числе композиционные с заданными свойствами, аддитивные технологии, приборостроение, фармпрепараты, медицинские приборы и техника и многие другие области.

Кадры ученых, прежде всего молодежь, – один из важнейших приоритетов. Несмотря на все успехи и бурный рост, даже самый мощный компьютер, вооруженный самым продвинутым искусственным интеллектом, не заменит живое интеллектуальное творчество, рождение идей, обусловленных пытливым человеческим разумом. Поэтому в «креативной гонке» за абсолютно новыми и прорывными техническими решениями, победа всегда будет за учеными и талантливыми специалистами.

Ежегодно в НАН Беларуси принимаются 320-350 лучших выпускников вузов, готовят их через магистратуру, аспирантуру, докторантуру и соискательство.

Ставка сделана на внедрение цифровых технологий во все сферы и сектора экономики, роботизацию и мехатронику, космические и беспилотные технические системы. Экспорт высокотехнологичной и наукоемкой продукции демонстрирует позитивную тенденцию. Если в 2012 году на внешние рынки уходило 20,1% таких товаров, то в 2021-м – 36,5 %.

В настоящее время государством определено шесть направлений, на которых следует сконцентрировать основные усилия. Это национальный электротранспорт, биотехнологии в аграрно-промышленном комплексе, инновационное здравоохранение, биотехнологии для фармацевтики, умные города и точное земледелие. Научное сопровождение отдельных из них обеспечивает Национальная академия наук. В НАН Беларуси совместно с заинтересованными органами государственного управления разработана стратегия «Наука и технологии: 2018 – 2040», ставка в которой сделана на внедрение цифровых технологий во все сферы и сектора экономики, роботизацию и мехатронику, космические и беспилотные технические системы. Значительное внимание уделено также биоиндустрии, наноиндустрии, развитию аддитивных технологий, разработке новых композиционных материалов.

Инновационная деятельность достаточно рискованна. Сложный высокотехнологичный инновационный проект обычно является долгосрочным, прибыль он принесет не завтра, если вообще окажется успешным. Тем не менее текущее развитие инновационной деятельности свидетельствует о том, что вложения в сферу науки и инноваций многократно окупаются. Успехи Беларуси признаются в том числе и международным сообществом. В Глобальном инновационном индексе по итогам 2021 года Беларусь заняла 62-е место среди 132 стран, улучшив свой рейтинг на 24 позиции по сравнению с 2018-м годом.

Информационный блок «Молодежь Беларуси – возможности для самореализации».

Ключевым фактором перспективной модели развития страны являются кадры интеллектуальной экономики. Всемерное наращивание их квалификации, повышение компетенций, профессионализма должно быть в центре внимания. Инвестиции в человеческий капитал – самые лучшие инвестиции. Поэтому особое внимание следует уделить усилению кооперации образования, фундаментальной и прикладной науки – конструктивному взаимодействию, выполнению совместных проектов на межотраслевой основе.

Качественное образование и творческий потенциал личности – важнейшие ценности, на которые делается ставка в стране. В глобальной борьбе за контроль над ресурсами (а сегодня важнейший ресурс – интеллектуальный) образование и создание условий для творческого роста и развития молодежи превращаются в приоритет номер один. В Беларуси сделано многое для того, чтобы молодые люди были уверены: они нужны своей стране, именно здесь есть возможность реализовать себя.

Успешный старт начинается в школе. Именно школа помогает раскрыть талант ребенка, определить его способности. Один из эффективных инструментов продвижения одаренных детей – привлечение к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских проектах, творческих и спортивных соревнованиях.

В школе созданы условия для полноценного развития учащихся, обеспечена возможность не только получать знания, но и совершенствовать свои интеллектуальные и творческие способности.

Одно из самых ярких составляющих национальной системы общего среднего образования – олимпиадное движение.

Ежегодно проводятся республиканские олимпиады по 18 учебным предметам.

На всех этапах участвуют около 600 тысяч учащихся. Только в 2021 году на заключительных этапах республиканских олимпиад свои знания продемонстрировали 1658 учащихся, 754 из них награждены дипломами.

26 лет назад был учрежден специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который стал основной площадкой для профессионального становления перспективных ребят. Его появление помогло сформировать систему государственной помощи молодым людям, аналогов которой нет ни в одной из стран постсоветского пространства.

Специальным фондом Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов ежегодно поощряется более 2 тыс. учащихся, студентов, курсантов и педагогических работников, которые внесли особый вклад в развитие способностей одаренной молодежи. Лучшим интеллектуальным и творческим объединениям учащихся и студентов, которые завоевали общественное признание, имеют перспективные разработки, достижения, оказывается из специального фонда финансовая поддержка. А студентам, которые участвуют в научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования, назначается стипендия Президента Беларуси при условии, что они успевают на 9 и 10 баллов.

Указом о деятельности специальных фондов Президента Республики Беларусь утверждены три обновленных положения: о специальных фондах Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, по поддержке талантливой молодежи; о поощрении и оказании материальной поддержки специальных фондов Президента Беларуси по социальной поддержке; о порядке формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи.

 

Информационный блок «Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее».

Прежде чем открыть в Беларуси свой детский технопарк, изучали опыт соседей. 15 февраля 2019 года президенты Беларуси и России А. Г. Лукашенко и В. В. Путин посетили образовательный центр «Сириус» в Сочи. При посещении этого образовательного центра Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отметил, что в Беларуси «готовы открыть технопарк примерно по образцу “Сириуса”».

В соответствии с Указом Президента с 1 января 2021 года начал функционировать Национальный детский технопарк. Это учреждение, которое реализует программу дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Его основная цель – поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научной, научно-технической, инновационной деятельности.

Одно из основных направлений Национального детского технопарка – проведение образовательных смен, которые ориентированы на бесплатное обучение учащихся 9-11 классов по выбранному направлению.

В течение календарного 2021 года в Национальном детском технопарке проведено девять смен (продолжительностью в 24 дня каждая). Пять смен в первом полугодии, включая июнь, и четыре смены – сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.

В рамках смен обучение по программе дополнительного образования одаренных детей и молодежи проходят 30 учащихся 9-11 классов учреждений общего среднего образования из всех регионов страны (в составе трех групп численностью до 10 человек каждая).

Чтобы быть зачисленным в Национальный детский технопарк, необходимо пройти три этапа отбора. Первый – дистанционный (заочный) этап, когда размещается заявка на сайте учреждения, соответствующий проект либо достижения в виде дипломов, которые говорят о том, что учащийся является победителем республиканских и/или международных конкурсов. Второй этап – очный, который проводится на базе областных учреждений дополнительного образования. Этот этап предполагает проведение тестирования для оценки различных способностей, прежде всего, в плане их интеллектуального развития. И третий этап – собеседование, когда учащийся уже окончательно определяется с тем или иным направлением, по которому он будет заниматься в Национальном детском технопарке.

Учащиеся приезжают в Технопарк с индивидуальным учебным планом, согласованным с администрацией учреждения образования, где они учатся. Ребята изучают все школьные предметы, как и их сверстники, помогают им и консультируют их преподаватели лицея БНТУ. После окончания смены юные исследователи получают выписку с отметками и возвращаются в свою школу.

С ноября 2022 года представлено 15 образовательных направлений: «Зеленая химия», «Информационные и компьютерные технологии», «Робототехника», «Инженерная экология», «Биотехнологии», «Наноиндустрия и нанотехнологии», «Энергетика будущего», «Электроника и связь», «Архитектура и дизайн», «Информационная безопасность», «Лазерные технологии», «Авиакосмические технологии», «Виртуальная и дополненная реальность», «Машины и двигатели. Автомобилестроение», «Природные ресурсы». Подробную информацию о каждом направлении можно найти по ссылке: https://ndtp.by/about-educational-shifts/.

У участников смен очень интенсивный график: одну часть дня они проводят в научных лабораториях, а в другую проходят общеобразовательную программу.

Учебная программа по каждому образовательному направлению рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 6 раз в неделю по 4 часа в группах по 7-10 человек.

Учебные программы составлены таким образом, чтобы учащиеся могли овладеть всем комплексом знаний для реализации и защиты исследовательского проекта, работа над которым будет проходить в период обучения.

Правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования (Указ Президента Республики Беларусь 27.01.2022 № 23, глава 4, ст. 23) предусматривается зачисление без вступительных испытаний лиц, освоивших содержание образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в период пребывания в учреждении образования «Национальный детский технопарк» (при наличии рекомендации наблюдательного совета Детского технопарка и по результатам собеседования, проводимого учреждениями высшего образования), при поступлении на специальности профилей «Техника и технологии» и «Естественные науки», перечень которых будет установлен Министерством образования.