Понятие «акцентуации» впервые ввёл немецкий психиатр и психолог К.Леонгард, он же разработал известную классификацию акцентуаций личности.
В нашей стране известный детский психиатр А.Е.Личко предложил свою классификацию.
Но обе классификации основываются на одном подходе.
Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт.
У акцентуированных личностей может быть затруднена адаптация в некоторых специфических ситуациях, хотя в других, даже более сложных ситуациях, способность к адаптации может быть хорошей или даже повышенной.
Из-за акцентуации своего характера человек может быть уязвим при определённых воздействиях, но эта уязвимость может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям.
Акцентуация – это не патология, а крайний вариант нормы. Доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет примерно 50 %. Именно они готовы как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию.
Особенно заострены черты акцентуированного характера в подростковом возрасте. Потом они либо сглаживаются, либо переходят в скрытые.
ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ТИП
Особенность этого типа – почти постоянное пребывание в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности.
Для гипертима характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь они смотрят оптимистически, даже при трудностях не теряют оптимизма, а результате трудности часто преодолевают без особого труда.
Они склонны к озорству и неугомонности. Что в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности и вызывает неудовольствие педагогов. А неудовольствие педагога может незаметно для него перерастать в устойчивое негативное отношение к такому ученику. Ведь чисто внешне именно гипертим мешает педагогу проводить занятия.
Педагог чаще воспринимает такое поведение как злонамеренное и как демонстрацию в его адрес неуважения и неприятия.
А если учесть, что особенностью гипертимов является недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или по возрасту), то неудивительно, что такое положение только укрепляет негативное отношение педагога к гипертиму.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Необходимо постоянно учитывать, что основой недисциплинированности и неусидчивости и пр. у гипертимов являются их характерологические особенности, а не негативная учебная мотивация, а тем более не негативное или неприязненное отношение к педагогу.
Особые трудности в работе с гипертимами будут возникать в ситуациях строгой регламентации, жёсткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля.
В таких ситуациях не только повышается вероятность нарушения дисциплины со стороны ученика, но и вероятность вспышек гнева и конфликта с педагогом (воспитателем, родителями).
Делинквентность гипертимов вызвана не антисоциальными установками, а легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирования и склонностью к риску. Тем не менее делинквентность у гипертимов высока.
Гипертимы легко идут на контакт. Но при контактах с ними директивные методы не допустимы. Особо их внимание следует обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия.
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП
Главная особенность этого типа – жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания.
Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном: самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Очень сильной мерой воздействия на такую личность будет подчёркнутое игнорирование, проявление позиции «ты ничем не выделяешься на общем фоне».
Однако реакции на такую позицию у демонстративной личности будут разные: от гиперактуализации потребности выделиться( на поведенческом уровне может выражаться даже в форме демонстративного суицида или демонстративного асоциального поведения, хотя чаще проблема решается через фантазирование или самооговоры) вплоть до аффективного взрыва, установления резко отрицательного отношения к тому, от кого исходит идея игнорирования и усреднения.
Следует быть очень осторожным в «разоблачении» фантазий и выдумок таких личностей. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана («он не такой, каким себя представлял») для них невыносима и реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные: попытки суицида, побеги их дома, уходы из школы, т.е. попытки превратить выдумку в реальность любым способом.
При взаимодействии с демонстративными личностями (особенно с девушками) желательно ненавязчиво и тонко выходить на иной аспект проблемы. Например, как демонстрация своей сексуальной «взрослости» ( при том, что ещё не было ни одного сексуального контакта ) может привести девушку в криминальную ситуацию жертвы.
Подростку демонстративного типа нужно дать почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Но положительные оценки и поощрения должны даваться только за реальные достижения и способности.
Такому типу отрицательные стороны акцентуированной демонстративности лучше показывать через рассказы о других людях.
ВОЗБУДИМЫЙ ТИП
Главная особенность – импульсивность поведения.
Вся манера общения и поведения зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а определяется неконтролируемыми побуждениями, влечением.
При общении для них характерна низкая терпимость или её полное отсутствие.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Уже одно само по себе знание педагогом особенностей этого типа может предупреждать возможные срывы педагога по типу: «импульсивность – на импульсивность», «нетерпимость – на нетерпимость». Остальное зависит от профессионализма педагога.
Надо сказать, что по исследованиям Реана А.А. в 56% случаев педагоги не понимают, что перед ними ученик с возбудимой акцентуацией.
А это важно потому, что среди делинквентов этот тип акцентуации занимает одно из первых мест. Причём, они выдают в основном насильственные деликты. Что опасно и социальном плане и с правовой точки зрения.
Взаимодействие с возбудимым акцентуантом следует начинать только в периоды спада аффективного напряжения. Беседовать следует обстоятельно и неторопливо. Давать полностью выговориться. Сначала проявить внимание к положительным качествам, затем осторожно касаться отрицательных, но не давать отрицательной оценки этих качеств. Просто показать, какой вред они могут ему принести и убеждать уходить от раздражающих ситуаций.
ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП
Это полная противоположность гипертиму. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всём: в поведении, в общении, в особенностях восприятия жизни, событий, людей. Эти люди по натуре серьёзны. Активность им не свойственна.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Они нуждаются в поддержке.
ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП
Главная особенность – бурная экзальтированная реакция. Легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Они крайне впечатлительны по поводу печальных фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким внешним проявлением.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Эффективность взаимодействия с ними будет проявляться только в том случае, когда эмоции начнут ослабевать. Так как в этом случае они будут способны хоть что-то воспринять. Для них лучше снижать значимость переживаемых ими событий.
ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП
Заметны у них: повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. В быту для них характерна добросовестность.
Прежде, чем что-либо сделать, долго и тщательно всё обдумывают.
Без нужды они ничего в своей жизни не меняют.
За этим стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Здесь основной рекомендацией будет как можно более раннее приучение к ответственности за себя, воспитание умения не боятся своих поступков, ошибок и убеждения в том, что в переменах, как и в самой жизни нет ничего страшного.
ТРЕВОЖНЫЙ ТИП
Главная особенность – повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу, судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны.
Высокая работоспособность, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах перед этими обстоятельствами и при контактах с людьми.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Этот тип труден для контакта. Разубеждение происходит медленно. Чтобы наладить контакт иногда задействуются сферы, где этот человек ищет гиперкомпенсации.
Нельзя использовать директивные методы.
Продолжительные беседы, подробный разбор фактов и ситуаций, опровергающих убеждённость в неполноценности и мнительную тревожность в том, что окружающие к нему неблагоприятно относятся - это то, что необходимо человеку с подобной акцентуацией.
ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ ТИП
Особенность этого типа – постоянная смена гипертимических и дистимических состояний. Эта смена не случайна. Радостное событие вызывает не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность.
Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.
РЕКОМЕНДАЦИИ: В разные фазы его состояний выбирается разный способ взаимодействия. Во время подъёма – контакт как с гипертимом. Во время спада этот тип особенно нуждается в психологической и эмоциональной поддержке.
Главная задача – вселить уверенность, что за спадом обязательно последует подъём, что причина таких перепадов заключена в особенностях физиологических процессов его организма.
ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП
У этого типа высокая устойчивость аффекта; эмоции и переживания очень длительны.
Оскорбление личных интересов и достоинства долго не забывается и никогда не прощается. Поэтому окружающие оценивают их как злопамятных и мстительных людей.
Из-за высокой устойчивости аффекта, люди этого типа долго вынашивают планы ответа обидчику и планы мести.
Обидчивость этих людей хорошо всем заметна.
Хотя людей этого типа можно назвать чувствительными и уязвимыми, но только в контексте сказанного.
РЕКОМЕНДАЦИИ: необходимо учитывать, что даже случайно обидев, неправомерно задев такого человека, можно надолго потерять с ним личностный контакт. Застревание на обиде могут сказаться на отношении к предмету, на успеваемости такого ученика.
Вообще, по исследованиям А.А.Реана, зависимость отношения к предмету от отношения к учителю, характерна не только для учеников начальной и средней школы, но и для старшеклассников, даже для студентов.
Устойчивость аффекта и обидчивость у застревающего акцентуанта при взаимодействии со сверстниками сопровождается вынашиванием плана мести обидчику. Месть может быть достаточно тонкой и отсроченной во времени.
Работа по изменению поведения может проводиться без конкретного повода, но при каждом удобном случае.
Например, рассуждения и беседы о целесообразности длительных обид, мстительности с точки зрения разрушения нервно-психического и соматического здоровья самого обижающегося.
При этом фразы обращены не к конкретному акцентуанту, а ко всем слушающим.
Задача помощи такому ученику состоит в ускорении его выхода из «застревания».
Сложность состоит в том, что педагоги плохо замечают этот тип акцентуации (в 85% случаев, по данным А.А.Реана, не обращают на это внимание). Это особенно тревожно, если касается учащихся с асоциальной направленностью.
ЭМОТИВНЫЙ ТИП
Главная особенность такой личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций.
Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия.
Это хорошо видно окружающим.
У таких людей часто «глаза на мокром месте»
РЕКОМЕНДАЦИИ: при взаимодействии с эмотивными подростками чрезвычайно важны эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость, т.к. у таких личностей потребность в сочувствии и сопереживании ярко выражена.
В этом случае быстро можно установить позитивный, доверительный контакт.
При взаимодействии с такими людьми нужно учитывать их чрезвычайную эмоциональную чувствительность, а поэтому и высокую изменчивость их настроения.
Фальшь, безразличие, чёрствость эмотивные личности чувствуют очень тонко и быстро реагируют на это изменением отношения и поведения.
По исследованиям А.А.Реана особо негативным и тревожным представляется факт, что эмотивные пики подростка почти всегда остаются незамеченными педагогами.
Но эмотивные подростки в высшей степени нуждаются в сочувствии и сопереживании. Они наиболее чувствительны к тому, что «их не понимают». Именно они наиболее остро реагируют на различные педагогические «проколы».
Для такого подростка безразличие к его переживаниям является эмоциональной депривацией.
А эмоциональная депривация сама по себе может стать пусковым механизмом делинквентности.
Для эмотивных же подростков эмоциональная депривация может иметь особо негативные последствия.
И наоборот, наличие позитивного эмоционального контакта педагога с таким подростком может дать чрезвычайно положительные результаты.
Вообще при взаимодействии с акцентуированными личностями подростков следует помнить, что подросток в большей степени, чем взрослый ищет эмоционального сопереживания. Хотя подросток склонен переносить свою реакцию эмансипации на учителя, родителя, психолога.
Упор при контактах с акцентуантами делается не на том, чтобы исправить акцентуированные черты, а на том, чтобы человек понял особенности своего характера, ситуаций, в которых он чувствует себя особенно уязвимо. При понимании увеличивается вероятность формирования новых способов действий.
Акцентуации характеров детей особенно важно учитывать самим родителям, т.к. недооценка этого может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патологических черт характера у ребёнка и патологических реакций, формированию неврозов и психопатий на базе акцентуаций.
разгарнуць » / « згарнуць