Трудовое обучение в X и XI классах - СШ 2 г.Кобрина
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Трудовое обучение в X и XI классах

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА при изучении учебного предмета «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» 

В соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 № 120 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі», в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) и учебными планами специального образования на уровне общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования от 24.08.2022 № 287, в учреждениях специального образования (далее – УСО) для учащихся X (XI)  XI (XII) классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, предусмотрено изучение учебного предмета «Трудовое обучение». В рамках данного учебного предмета в объеме 6 часов в неделю реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию рабочего (должность служащего).

Образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI)  XI (XII) классах может осуществляться на базе УОСО, УСО, учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, образовательные программы среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования детей и молодежи (статья 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

В средней школе №2 г.Кобрина реализация профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» организована по I модели: организация учебных занятий непосредственно в УОСО.

Приказом Министра образования от 01.06.2023 № 283 «Об организации образовательного процесса по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI)  XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования» определен перечень профессий рабочих (должностей служащих) для реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках часов трудового обучения отдельно для учащихся X (XI)  XI (XII) классов УОСО и УСО, а также утвержден примерный учебный план профессиональной подготовки рабочих (служащих) для разработки учебных планов учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки по рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО и УСО.

Изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется по учебным программам профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI)  XI (XII) классов, разрабатываемым учреждениями образования на основе:

примерных учебных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI)  XI (XII) классов (http://ripo.by/ Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников);

содержания тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), профессиональных стандартов.

Справка об обучении выдается всем учащимся УОСО (УСО) по завершении освоения ими образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» без дополнительного запроса с их стороны в случаях, когда они не сдали квалификационный экзамен или не были допущены к сдаче квалификационного экзамена по причинам, указанным в Методических рекомендациях по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X (XI)  XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, специальных школ, специальных школ-интернатов образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» (далее – Методические рекомендации).

Типовым учебным планом общего среднего образования в X (XI)  XI (XII) классах на профессиональную подготовку предусмотрено 420 учебных часов (по 6 учебных часов в неделю в каждом классе), которые включают теоретическое обучение, производственное обучение, в том числе и производственную практику в объеме 120 часов.

Для освоения учащимися УОСО (УСО) образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) требуется определение их профессиональной пригодности по медицинским показаниям к осваиваемой квалификации.

Если учащийся имеет медицинские противопоказания или ограничения для освоения образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретным профессиям рабочих (должностям служащих), реализуемых в учреждении образования, и отсутствует возможность предоставить ему право выбора профессиональной подготовки по иной профессии рабочего (должности служащего), то на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Организация занятости учащихся, освобожденных от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», относится к компетенции руководителей УОСО (УСО).

Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся УОСО (УСО) в рамках предмета «Трудовое обучение» осуществляется по четвертям в пределах учебного года.

Смена осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) может осуществляться на протяжении первой четверти первого года обучения, в исключительных случаях (смена места жительства, наличие медицинских противопоказаний, иное) – на протяжении первого года обучения. В случае отсутствия возможности продолжения обучения по ранее выбранной профессии выбор новой профессии учащийся и его законные представители осуществляют из числа предложенных учреждением образования в пользу наиболее родственной профессии.

В случае объективной невозможности освоить профессию рабочего (должность служащего) за реально складывающийся промежуток времени после выбора новой профессии и сдать квалификационный экзамен с целью получения свидетельства государственного образца учащийся получает справку об обучении.

В случае возникновения объективной необходимости смены учащимся XI (XII) класса осваиваемой профессии при наличии у него в период обучения в Х (XI) классе медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретной профессии, а также отсутствии их в XI (XII) классе, смене места жительства, иным причинам возможна реализация нескольких вариантов организации образовательного процесса:

вариант I: при реализации в учреждении образования на III ступени общего среднего образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по родственной профессии содержание учебных программ учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI)  XI (XII) классов УОСО (УСО) по данным профессиям на момент перехода отличается не более, чем на 30 %. В этом случае учащийся может продолжить обучение по родственной профессии при ликвидации академической разницы в порядке, установленном учреждением образования, реализующим образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

При условии успешного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) после выбора новой профессии учащийся может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена, по результатам которого может получить свидетельство государственного образца;

вариант II: при отсутствии в учреждении образования на III ступени общего среднего образования подготовки по профессии рабочего (служащего), которую ранее осваивал учащийся, он может быть включен в другую учебную группу (класс), для освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в первый год обучения (Х класс для УОСО (УСО), XI класс для УСО). В этом случае по результатам учебного года в аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется годовая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» и выдается справка об обучении;

вариант III: при наличии у учащегося медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования и при отсутствии возможности предоставить учащемуся право выбора иной профессии рабочего (служащего) на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение».

Прием (зачисление) учащегося X (XI) XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, X (XI) XI (XII) классов специальных школ для освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на основании его заявления. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем (пункт 13 статьи 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании). 

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

При освоении образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся X (XI)  XI (XII) классов проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию с выставлением отметок в баллах.

Отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» за четверть выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных в результате изучения всех тем теоретического обучения, и отметок, полученных на учебных занятиях по производственному обучению, а также при выполнении работ (заданий) во время прохождения производственной практики.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти.

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по результатам изучения учебного предмета «Трудовое обучение» в XI (XII) классе, запись об изучении программы осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) не производится. 

ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.10.2023 № 367, и Методическими рекомендациями.

Квалификационный экзамен целесообразно проводить до 25 мая года аттестации. Определение сроков и порядка проведения квалификационного экзамена осуществляется учреждениями образования, ведущими профессиональную подготовку учащихся.

Положительной отметкой (позволяющей присвоить квалификацию) по результатам выполнения квалификационной пробной работы, также как и экзамена по результатам теоретического обучения, является отметка не ниже 3 (трех) баллов.

Итоговая отметка за квалификационный экзамен выставляется как среднее арифметическое отметки за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.

Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по соответствующей профессии, выдается свидетельство о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) государственного образца. 

ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основными задачами производственного обучения являются формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся X (XI)  XI (XII)классов, осваивающих содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), необходимых для получения профессии рабочего или для работы в должности служащего.

Производственное обучение учащихся организуется и проводится учреждениями образования, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI)  XI (XII)классов, совместно с организациями – заказчиками кадров и организациями, обеспечивающими прохождение производственного обучения учащимися (далее – организации), во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами.

Производственное обучение состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов.

В начальном периоде производственного обучения осуществляется формирование первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков учащихся.

В основном периоде производственного обучения углубляются и расширяются профессиональные знания, умения и навыки учащихся.

Производственное обучение в начальном и основном периодах может проводиться в учебно-опытных хозяйствах, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, центрах компетенций и иных структурных подразделениях учреждений образования, в организациях, в том числе на ученических местах этих организаций.

В заключительном периоде производственного обучения (производственной практики) закрепляются и совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки учащихся, как правило, в организациях, а в отдельных случаях – в структурных подразделениях учреждений образования по согласованию с их учредителями.

Производственную практику следует организовывать непосредственно в соответствующих организациях. Вместе с тем производственная практика может также проводиться в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и в других структурных подразделениях учреждения образования при их наличии.

Сроки и продолжительность периодов производственного обучения устанавливаются учреждениями образования с учетом возможностей организаций и учреждений образования, сезонности выполнения работ.

Формы и методы организации производственного обучения определяются учреждениями образования или организациями, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Общее руководство производственным обучением от учреждения образования осуществляют заместители руководителей учреждений образования, мастера производственного обучения учреждений образования.

Непосредственное руководство производственным обучением от учреждения образования во все периоды осуществляет мастер производственного обучения учреждения образования по профессиям рабочих, преподаватель – по должностям служащих.

Учет учебно-производственных работ (заданий), выполненных учащимися в процессе производственного обучения, осуществляется в дневнике учета производственного обучения (производственной практики). Данный дневник используется в обязательном порядке при осуществлении заключительного периода производственного обучения, а также может использоваться и в процессе начального и основного периодов производственного обучения при их организации непосредственно на рабочих местах в организациях. 

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в общей части инструктивно-методического письма от 31 июля 2023 г. «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования», следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

1. Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, должностям служащих, кроме должностей руководителей и специалистов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 574;

2. Положение о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572;

3. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2022 № 20/7/57;

4. Положение об учреждении среднего специального образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 272;

5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих»;

6. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 «Об утверждениивыпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих “Должности служащих, занятых в образовании”» (далее – Выпуск 28 ЕКСД);

7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.01.2018 № 7/14 «Об установлении перечня профессий для подготовки рабочих»;

8. Приказ Министра образования Республики Беларусь от 01.06.2023 № 283 «Об организации образовательного процесса по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI) – XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования».

Перечисленные нормативные правовые акты размещены на сайте УО «РИПО» (http://ripo.by) и национальном образовательном портале (https://adu.by) 

Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности

учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение»

в X (XI) – XI (XII) классах учреждений общего среднего и

специального образования

 

Отметка в баллах

Показатели оценки

Теоретическое обучение

Производственное обучение

1 (один)

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий)

Неточное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; неумение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; многочисленные нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера производственного обучения учреждения образования (далее – мастера)

2 (два)

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде; осуществление соответствующих практических действий

Недостаточно точное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; недостаточное умение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера

3 (три)

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения); осуществление умственных и практических действий по образцу

Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение важнейших требований технических нормативных правовых актов, технической документации; незначительное невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера

4 (четыре)

Недостаточное осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок

Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера

5 (пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок

Достаточно самостоятельное выполнение работ и контроля качества выполняемых операций с помощью мастера; самоконтроль за выполняемыми действиями; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера

6 (шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний); наличие несущественных ошибок

Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций и самоконтроль с помощью мастера в отдельных случаях; выполнение большинства требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны отдельные несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера

7 (семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок

Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций с помощью мастера в единичных случаях; самоконтроль за выполнением действий; выполнение требований технических нормативных правовых актов; технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны единичные незначительные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера

8 (восемь)

Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок

Достаточно уверенное и точное владение приемами работ; контроль качества выполняемых операций с незначительной помощью мастера; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся

9 (девять)

Полное, прочное, глубокое системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способов решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий)

Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся

10 (десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)

Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности в знакомой или незнакомой ситуации, перенос знаний и умений выполнения различных технологических операций в новую ситуацию; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности

X класс 

День

недели

Время проведения занятий

Профессия, кабинет

Учитель

Понедельник

4 урок       10.55-11.40

5 урок       12.00-12.45

6 урок       13.00-13.45

Швея

(кабинет №22)

Резчик по дереву и бересте

(кабинеты №8,9)

Аверкович Ю.Е.

 

Василюк Н.С.

Суббота

2 урок       9.00 – 9.45

3 урок      10.00 – 10.45

4 урок      10.55 – 11.40

    

 

Швея

(кабинет №22)

Резчик по дереву и бересте

(кабинеты №8,9)

Аверкович Ю.Е.

 

Василюк Н.С.

 

XI класс

 

День

недели

Время проведения занятий

Профессия, кабинет

Учитель

Четверг

1 урок       8.00-8.45

2 урок       9.00-9.45

3 урок       10.00-10.45

4 урок       10.55-11.40

5 урок       12.00-12.45

6 урок       13.00-13.45

Швея

(кабинет №22)

Резчик по дереву и бересте

(кабинеты №8,9)

Аверкович Ю.Е.

 

Василюк Н.С.

 

Профессия швея востребована во все времена. Людям хочется всегда выглядеть красиво и модно. И кто еще им в этом поможет, если не швея? Представительницы этой профессии изготавливают самую разную продукцию: рубашки, детскую одежду, блузы, пальто, нижнее белье. Многие люди ошибочно думают, что швеи занимаются только пошивом одежды. Но это совсем не так. Ведь они также могут изготавливать кожаные изделия, обувь, а еще автомобильные и другие чехлы. Сумки – это тоже дело рабочих рук швей.

Характеристика работ. Выполнение на машинах или вручную подготовительных операций, простейших операций по пошиву изделий из различных материалов. Контроль качества кроя, соответствия фурнитуры цвету и назначению изделия. Ликвидация обрыва нити, смена шпуль. Регулирование натяжения нитей и частоты строчки. 

Должна знать: методы и приемы выполнения простейших операций, подготовительных операций; назначение и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования; номера игл; правила закрепления нитей, смены шпуль, регулирование натяжения нитей и частоты строчки. 

Тип профессии по предмету труда: швея в работе использует разнообразные ручные и механические средства, поэтому профессию можно отнести к типу "Человек – Техника".

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: использование машин с ручным управлением.

Тип профессии по условиям труда: работа в помещении в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия швеи предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением правил, нормативов, инструкций.

Сфера деятельности:

  • выполнение работ по заправке и регулировке швейной машины с учетом особенностей выполнения различных операций;
  • управление универсальной и специальной швейной техникой;
  • уход, чистка и смазка машин, при необходимости – устранение неполадок в их работе;
  • выполнение операций по пошиву одежды из различных маетриалов;
  • окончательная отделка готовых изделий, чистка и влажно-тепловая обработка утюгом.

Профессионально-важные качества:

  • отличное зрение и точный объемный глазомер;
  • хорошая координация, ловкость и сноровка рук;
  • высокая тактильная чувствительность пальцев;
  • наглядно-образная память;
  • физическая выносливость;
  • способность интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности. 

Медицинские противопоказания:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нарушения функций работы рук;
  • варикозное расширение вен;
  • миопия высокой степени;
  • психические расстройства;
  • хронические заболевания бронхолегочной системы;
  • аллергические реакции на пыль, продукты животного и растительного происхождения, полимерные материалы. 

Где можно получить профессию:

Брестская область (Барановичский государственный колледж легкой промышленности; Барановичский государственный ПТК сферы обслуживания; Брестский государственный колледж сферы обслуживания; Брестский государственный ПЛ легкой промышленности; Ивацевичский государственный ПЛ сельскохозяйственного производства; Кобринский государственный ПЛ сферы обслуживания; Малоритский государственный ПЛ сельскохозяйственного производства; Пинский государственный ПТК легкой промышленности)

Витебская область (Витебский государственный ПТК; Кохановский государственный ПЛ сельскохозяйственного производства; Оршанский государственный ПЛ легкой промышленности; Оршанский государственный ПЛ текстильщиков; Полоцкий государственный ПТК)

Гомельская область (Гомельский государственный ПТК бытового обслуживания; Гомельский государственный ПТК народных художественных промыслов; Гомельский государственный ПЛ легкой промышленности; Наровлянский государственный ПЛ; Рогачевский государственный ПЛ)

Гродненская область (Вороновский государственный ПТК сельскохозяйственного производства; Гродненский государственный ПТК бытового обслуживания населения; Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна; Ивьевский государственный сельскохозяйственный ПЛ; Лидский государственный профессиональный политехнический лицей; Неманский государственный ПЛ; Скидельский государственный сельскохозяйственный ПЛ; Слонимский государственный политехнический ПЛ)

г. Минск (Минский государственный ПТК швейного производства; Минский государственный ПТК легкой промышленности и бытового обслуживания населения; Минский государственный ПЛ № 2 легкой промышленности)

Минская область (Борисовский государственный лесоагротехнический профессиональный колледж; Борисовский государственный колледж; Воложинский сельскохозяйственный ПЛ; Копыльский государственный ПТК; Молодечненский государственный колледж; Областной аграрно-технический ПЛ; Узденский государственный сельскохозяйственный ПЛ)

Могилевская область (Бобруйский государственный ПЛ № 4; Бобруйский государственный технологический ПТК; Могилевский государственный ПЛ № 1; Могилевский государственный ПЛ № 7; Могилевский государственный технологический ПТК; Мстиславский государственный ПЛ № 6 (заочная форма получения образования); Осиповичский государственный ПТК; Шкловский государственный ПЛ № 12)

Профессия резчика по дереву и бересте интересна и увлекательна. Для неё необходимо обладать творческим мышлением, талантом художника и умением любить и чувствовать дерево. Издавна одним из любимых материалов у мастеров была береста (верхний слой коры берёзы). Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь. Бересту использовали для изготовления посуды под сельскохозяйственные продукты. Берестяные туеса делали для хранения молока, сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения — вот главные качества этого материала. 

Характеристика работ. Резьба по бересте вручную средней сложности сюжетно-орнаментальных рисунков и создание орнаментальных композиций, характерных для местных традиций промысла. Резьба контурная и объемная по дереву вручную простых рисунков, неглубоко прорезанной линии с обработкой фона. Обрубка или опиливание и шерлачение цветок, вырубка грифеля, расстановка булавок. Ремонт цветок. 

Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте рисунков средней сложности и простых рисунков по дереву; приемы объемной плоскорельефной резьбы; элементы орнаментов; свойства, породы древесины и бересты; применяемый инструмент. 

Тип профессии по предмету труда: резчик по дереву и бересте в работе использует разнообразные ручные и механические средства, поэтому профессию можно отнести к типу «Человек – Техника». 

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: использование машин с ручным управлением, ручных средств труда. 

Тип профессии по условиям труда: работа в помещении в «комнатных» условиях; работа на открытом воздухе. 

Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия столяра предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций. 

Сфера деятельности:

  • Выполнение операций по обработке древесных материалов.
  • Выполнение резьбы по бересте вручную простых сюжетно-орнаментальных рисунков.
  • Разметка основных линий и нанесения контуров рисунка и простых композиций.
  • Выполняет ручную резьбу по бересте сюжетно-орнаментных композиций с введением элементов традиционного народного резного орнамента.
  • Выполняет вручную резьбу по дереву (плосковыемчатую, плоскорельефную, рельефную, прорезную, скульптурную).
  • Выполняет разные рисунки, традиционные для народного промысла (игрушек, декоративных панно, ларцов, шкатулок и др.).
  • Выполняет тонировку элементов из резьбы. 

Профессионально-важные качества:

  • развитое пространственное, образное мышление;
  • тонкий эстетический вкус;
  • хорошее зрение;
  • концентрированное внимание;
  • высокая точность движений;
  • ручная умелость;
  • аккуратность. 

Медицинские противопоказания:

  • нарушение координации движений;
  • выраженные нарушения зрения;
  • деформация пальцев рук. 

Где можно получить профессию:

Брестская область (Кобринский государственный политехнический колледж)

Витебская область (Витебский государственный технологический колледж)

Гомельская область (Гомельский государственный ПТК народных художественных промыслов)

Гродненская область (Мирский государственный художественный ПТК)

г. Минск (Минский государственный ПЛ № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания)