В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Изменения, происходящие в практике современной начальной школы, требуют внедрения таких способов организации образовательного процесса, которые были бы направлены на
- создание условий для формирования активной, инициативной позиции учащихся в учении, для возникновения у учащихся желания самим добывать знания;
- создания условий для развития у учащихся познавательного интереса, желания узнавать что-то новое и делиться своими знаниями с другими учащимися;
- создания условий для формирования общеучебных (в том числе исследовательских и рефлексивных умений, умения работать с разного рода информацией).
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.
Исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников. Компетентностный подход реализуется путем формирования у учащихся системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Понятие компетентности включает мотивационную, этическую, социальную и поведенческую линии, а также результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Система ключевых компетенций составляет опыт личности младшего школьника и формируется путем усвоения социального опыта, заложенного в содержании начального образования: в области предметных и надпредметных знаний («Я знаю»), в области предметных и надпредметных умений и навыков («Я умею»), в области творчества («Я создаю»), в области эмоций и ценностей («Я стремлюсь»). Каждая из ключевых компетенций находит отражение в содержании начального образования и конкретизируется в более узких характеристиках учебно-познавательной деятельности ребенка.
Чтобы ребенок мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, обладать способностью прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи. По данным психологов, названные умения начинают усваиваться детьми к концу 3 класса, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный поиск с группой сверстников.
Организация обучения через проектирование и исследование требует изменений в деятельности учителя. Организуя исследовательскую деятельность, учитель становится не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся; помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу каждого ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели.
В ходе организации такой деятельности изменяется и тип взаимоотношений всех участников образовательного процесса – появляется общение равноправных партнёров.
Учитель должен уметь видеть и помогать отбирать наиболее интересные и практически значимые темы, должен сам владеть исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать и направлять самостоятельную работу учащихся.
Для учащихся важно на деле ощутить ситуацию успеха, почувствовать себя нужным, осознать свои возможности, свой вклад в общее дело; учиться делать выбор, нести ответственность за начатое дело и результат.
Учащиеся должны владеть первоначальными общеучебными умениями, в том числе и умениями работать с информацией.
В ходе такого сотрудничества учащиеся учатся намечать цели и задачи деятельности, искать пути их решения, отстаивать свою точку зрения, действовать самостоятельно, корректировать свою деятельность, сравнивая полученное с требуемым.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций:
- постановку проблемы;
- изучение теории, посвящённой данной проблематике;
- подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Цель учителя начальной школы в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Выделяем четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:
1 блок. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
- организация рабочего места;
- планирование работы.
2 блок. УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА
- выбор темы исследования;
- целеполагание;
- умение выстроить структуру исследования;
- методы исследования;
- общелогические методы;
- поиск информации.
3 блок. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
- структурирование информации;
- выделение главного;
- упорядоченное хранение информации.
4 блок. УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ
- формы представления результатов;
- требования к докладу;
- требования к речи докладчика.
Пропедевтическая работа ведётся следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
- уроком-исследованием;
- собственно исследованием;
- участием детей в проектной деятельности.
В начальной школе четыре основных элемента организации исследовательской деятельности:
- Создание предметно-развивающей среды в классе.
- Исследовательская практика детей.
- Наблюдения за продвижением каждого ученика
- Тренинг исследовательских способностей.
Виды исследований в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные и внеурочные;
- по времени: кратковременные и долговременные;
- по теме: предметные и свободные.
Этапы проведения исследования с младшими школьниками:
- Актуализация проблемы.
Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
- Определение сферы исследования.
Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
- Выбор темы исследования.
Цель: обозначить границы исследования.
- Выработка гипотезы.
Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
- Выявление и систематизация подходов к решению.
Цель: выбрать методы исследования.
- Определение последовательности проведения исследования.
- Сбор и обработка информации.
Цель: зафиксировать полученные знания.
- Анализ и обобщение полученных материалов.
Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
- Подготовка отчета.
Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
- Доклад.
Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
- Обсуждение итогов завершенной работы.
Определение сферы исследования. Учитель совместно с учениками обозначает подходящие для исследования вопросы. Можно провести в классе беседу о том, как правильно сформулировать вопрос, предложить ученикам задание: придумать вопрос, написать его на клейком цветном листочке и приклеить на специальный стенд для вопросов, который находится в классе. Обычно через несколько дней стенд пестрит разноцветными бумажками с детскими вопросами. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения:
- задать вопросы тому, кто изображен;
- ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке;
- задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.
Выбор темы. Самый продуктивный способ – идти за интересами ученика. Педагог может предложить каждому ребёнку составить список того, что ему интересно и о чём он хотел бы узнать побольше, а затем из списка выбрать тему, которую он захочет исследовать, и объяснить, почему он выбрал именно её и что конкретно желает узнать. Некоторым ученикам будет нелегко это сделать, поэтому задача учителя – помочь им определиться со сферой собственных интересов.
При организации исследовательской деятельности младших школьников возможно использовать следующие разновидности тем исследования:
- фантастические (темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений);
- теоретические (темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках);
- эмпирические (темы, предполагающие проведение собственных экспериментов).
От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема исследования должна быть интересна ребёнку, выполнима, должна быть оригинальной, доступной, должна нести в себе познавательный заряд.
Выявление и систематизация подходов к решению. На этом этапе дети знакомятся с ресурсами, которыми они могут воспользоваться в процессе поиска (газеты, журналы, телевидение, Интернет, наблюдение, эксперимент, экскурсия, интервью).и сами учащиеся могут стать друг для друга источником информации. Список ресурсов должен постоянно находиться в классе, чтобы ученики пользовались им как справочником. Очень важно научить детей обращаться к разнообразным источникам информации по выбранной проблематике. Можно выделить время на уроках или после их, чтобы ученики могли полистать книги в поисках идей и вопросов для уточнения цели исследования, выработки гипотезы, а в дальнейшем – для поиска конкретной информации, расширяющей поисковую деятельность.
Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним относятся:
- умение видеть проблемы;
- умение задавать вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение структурировать материал;
- умение доказывать и защищать свои идеи.
Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Вот некоторые из таких упражнений: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека»; «Метод шести думательных шляп»; игра «Волшебные превращения» и др. С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др.
Не менее важным умением, которым должен обладать исследователь, является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Чтобы учить учащихся делать предположения, выдвигать гипотезы, можно использовать следующие слова:
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что, если…
Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки.
Итогом исследовательской работы младших школьников может подготовка исследования к защите и сама защита. Собранные материалы могут быть представлены в виде макета, выполненного из разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.
Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными, увлечённо, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.
Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.
О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Отчёт о проделанной работе должен состоять из:
- темы исследовательской работы;
- списка вопросов, ответы на которые искал ученик;
- гипотезы;
- вступительной части (выделение основных понятий по исследуемой теме);
- собранных данных (рисунки, фотографии, схемы, чертежи);
- вывода;
- списка источников.
Текст вступления должен быть кратким. Его можно составить по следующему плану:
- Моя работа называется …
- Она посвящена изучению …
- Мне интересен этот вопрос потому, что …
- Ответы на возникшие вопросы я искал (где?) …
- Я предположил, что …
- Для проверки своего предположения я использовал следующие методы исследования:
- опросы (кого и о чём я спрашивал);
- наблюдения (за кем (чем) я наблюдал);
- эксперименты;
- другие методы (какие именно).
- Как я обобщал полученные данные…
- К каким выводам я пришёл…
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
В ходе проведения исследования учитель и ученик проходят совместный путь, который может быть реализован в нескольких альтернативных моделях.
МОДЕЛЬ №1:
- учитель знает путь поиска;
- предлагает пройти этот путь ученику;
- чаще предполагая или наверняка зная искомый результат.
Работая по этой модели, в итоге можно получить реферат с элементами исследования и поиска. Эта модель работает во многом длявовлечения ребят в исследовательскую деятельность, где они делают первые исследовательские шаги.
МОДЕЛЬ №2:
- учитель знает путь поиска и исследования;
- но не знает конечного результата;
- предлагает ученику самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.
Основная цель работы учителя при реализации такой модели– подготовка творчески думающих учащихся, умеющих находить и решать проблемы в ходе исследования.Если использовать эту модель, исследование может носить групповой характер.
МОДЕЛЬ №3:
- учитель владеет методикой и различными методами научного исследования;
- может обучить им ученика;
- они оба не знают ни пути поиска (исследования), ни конечного результата.
Такая модель имеет открытый характер, так как используемые методы могут изменяться и корректироваться в процессе исследования. Итог работы по такой модели - исследование с новизной и элементами открытия. Работу по этой модели можно считать научно – исследовательской деятельностью учащегося.
При организации исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры;
- работа в библиотеке с каталогами;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе;
- дискуссии;
- беседы.
Главным результатом использования исследовательских заданий в начальной школе является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний. При этом ученик приобретает:
- Умение работать с информацией.
- Опыт целеполагания.
- Опыт планирования.
- Опыт публичного выступления.
Кроме того, ученик расширение кругозора, развивает мышление, эмоциональную сферу.
Как поддержать каждого ребёнка в стремлении быть исследователем:
- Учитесь вместе со своими учениками. Учителю вовсе не обязательно знать ответы на каждый заданный детьми вопрос. Когда педагог направляет поиск учеников и моделирует поведение ученика-исследователя, дети делают колоссальный шаг вперёд – к умению поддерживать друг друга и ко взаимообучению. Таким образом формируется коллектив, полный заразительного, вдохновляющего желания учиться.
- Обеспечьте достаточные ресурсы для обучения. Самое важное – оснастить класс различными учебными ресурсами предложить детям разные методы обучения. Стимулом для учащихся служит возможность продемонстрировать то, что они знают, разнообразными способами.
- Постоянно проверяйте, что делают ученики. Неотъемлемой частью учебного процесса должно стать непрерывное оценивание. Необходимо постоянно общаться с учениками, регулярно собирать их работы и анкеты, уделять самое пристальное внимание комментариям вопросам, заданным на индивидуальных и классных занятиях. Эта информация всегда подскажет, что должен сделать учитель для поддержки своих учеников.
- Задавайте много вопросов, обдумывайте полученные ответы. Построение исследовательского поиска вокруг детских вопросов требует, чтобы учителя были внимательными наблюдателями, способными донести до учеников свои мысли и своё понимание происходящего. Они также могут регулировать учебный процесс, задавая вопросы, поддерживающие поисковое исследование.
- Не ограничивайте учащихся во времени. Как бы ни было трудно ученикам развивать собственные идеи, учитель должен быть терпелив. Любознательность – естественное свойство каждого человека, но если оно было подавлено, возродить его непросто, это потребует времени и усилий. Надо позволить ученикам взять на себя ответственность за свою учёбу, поощрять их независимое мышление. Педагог же должен быть изобретательным, используя неожиданные и порой противоречивые ситуации, непременно возникающие в процессе творческого исследования, самовыражения и поиска понимания.
Детям требуется время, чтобы найти ответы на свои вопросы. Когда школьники не ограничены во времени, они с большим воодушевлением ставят собственные учебные цели, исследуют то, что их действительно интересует, проникают ответственностью за приобретаемые знания.
раскрыть » / « свернуть