Педагогические приемы для создания благоприятного психологического климата - СШ 2 г.Кобрина
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Педагогические приемы для создания благоприятного психологического климата

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. 

Педагогические приемы для создания благоприятного психологического климата

Начало урока:

Начать урок можно с настройки, например, познакомить с планом урока, что делают учителя практически на каждом уроке. Но сделать это лучше в полушуточной манере. Например, так «сначала мы выясним насколько глубоки наши знания – а для этого проведем маленький устный опрос».

Найдем в тайниках памяти что-нибудь ценное (учитель называет тему повторения). Потом попробуем ответить на вопрос (называется тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – будем решать задачи». Так как сейчас практически каждый класс технически оснащен, то хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть жизнеутверждающей или успокаивающей, настраивающей на лирический лад. Или можно обратиться к учащимся с загадочной улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого очень пригодится вам в жизни. С первых минут урока нужно обращать внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. В результате на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и устремленности на качественное получение знаний.

Введение роли

Наверное, каждый учитель сталкивается в своей практике с ситуацией, когда ученики высказывают жалобы по домашнему заданию (непонятно, слишком много и другие). Для того чтобы эти жалобы не сваливались на голову учителя, можно ввести роль «Защитника». Все жалобы учеников передаются защитнику, который отстаивает интересы учеников. Спорные вопросы об оценках по письменным работам также могут быть решены на стадии разговора ученика с «защитником». Эту роль нужно предложить ученику, который пользуется авторитетом у одноклассников и хорошо знает предмет. Учитель должен серьезно относиться к этой роли и давать возможность «защитнику» реализовать свои права. Если в классе по каким-то причинам создается напряженная обстановка, то можно ввести роль «психолога». В конце каждого урока психолог оценивает атмосферу урока, степень ее доброжелательности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме (нужно только научить - как) замечание любому участнику урока, в том числе учителю.

Привлекательная цель

Вспомним фильм «Джентльмены удачи». Воспитанники детского сада не хотят есть кашу. Заведующий детским садом, герой Евгения Леонова, не заставляет их насильно есть, а предлагает ребятам основательно подкрепиться перед полетом в космос. Такая цель понятна и привлекательна – и вот ребята уже с удовольствием поглощают ненавистную кашу. Воспитатель достиг своей цели. Здесь использован простой педагогический прием, который применим в школе, независимо от возраста и предмета обучения. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Игровая учебная деятельность

Если на уроке нужно проделать большое число однообразных упражнений, что зачастую вызывает скуку у ребят, можно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например, вместе с детьми «покоряются вершины». Решая примеры, перемещаются фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров. Или можно провести «эстафету». На доске написаны примеры в 2 столбика, ученики разбиты на 2 команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды и т.д. выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание. Можно предложить «логическую цепочку»: ученики соревнуются, выполняя по очереди задание, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. В старших классах можно провести «Марафон»: нужно на скорость выполнить множество однотипных базовых заданий, которые постепенно усложняются. Побеждает тот, кто выполнит правильно большее количество заданий. На уроках геометрии ребята с интересом участвуют в игре «Да и нет»: учитель загадывает число, геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да - нет». Учитель может использовать эту игру для создания интригующей ситуации перед изучением новой темы, организации отдыха на уроке.

Опрос «Лист защиты»

Каждый учитель сталкивается с ситуацией, когда ученик приходит на урок неподготовленным. Если учитель строгий, то при проверке знаний создается напряженная обстановка: попался – наказан, не попался – повезло. Доброму учителю можно признаться до урока, сочинив что-нибудь для убедительности. Добрый учитель пожурит, пообещает проверить домашнее задание потом, но из-за своей загруженности скорей всего забудет. И та и другая ситуация плохо действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Что же делать? Перед каждым уроком на столе учителя лежит лист защиты, куда каждый ученик, если он не готов к уроку, без объяснения причин может вписать свою фамилию, и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель же держит ситуацию под своим контролем.

Задержанная реакция

При фронтальном опросе (вопрос – ответ) учитель часто задает быстрый темп работы. При этом очень часто энергичные и активные дети не дают проявить себя детям толковым, но обладающим медленной реакцией. В этом случае можно предложить небольшой, но полезный прием. Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика. Никаких выкриков с места, вопрос- небольшая пауза – ответ.

Щадящий опрос

Провести его можно так. Класс разбить на 2 группы по вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечают ребята первого варианта. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку (или просто + или -). На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы. Ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли учителя, после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Задав, например, 10 вопросов, учитель добивается того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

Оценивание

Очень часто на уроках математики можно услышать слово «хорошо»- в разных интонациях и по разному поводу. Учитель этим словом завершает одну часть урока и переходит к следующей: «Хорошо, а теперь перейдем к решению задач». Учитель этим словом хвалит ученика. Им же выражает свое согласие с учеником и несогласие тоже: «Хорошо, но как же ты тогда объяснишь вот это?». Но ведь в русском языке много других слов, с помощью которых можно выразить свое отношение к работе учеников. Например: «Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Ты сегодня очень внимательна!», «Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!». В этом случае эмоциональная атмосфера урока будет лучше. Оцениваем мы не только цифрой, оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой. Главная цель оценки – стимулировать познание. Ученику нужен успех. Но в школьной жизни успех перемежается с неудачей. Как говорить о последней? В этой ситуации тоже можно найти правильные слова. Например: «Ты меня очень огорчил этой работой.» – «Работа хуже, чем обычно. Наверно, ты неважно себя чувствовал.» Язык богат – будем же щедрыми. Можно расширить также оценки: две 10 сразу или зачет «автоматом».

Приемы подачи домашнего задания

Даже подачу домашнего задания можно разнообразить. Привнести в него некую тайну, загадку. Например, можно устроить почту. Письма-задания свернуть в виде треугольников. Дежурный в роли почтальона, раздающего эти письма. Или провести лотерею. Дети достают из коробки номера заданий. Если нужно дать много заданий разного типа, то выбор кому что решать можно сделать, кидая кубик. И в зависимости от этого каждый ученик выбирает свою часть заданий, написанного на доске. Можно предложить школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Расскажите ученикам, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот день, когда его задали. Полезно попробовать делать уроки рано утром. Некоторым по психофизиологическим причинам это окажется очень удобно, и они повысят свою успеваемость. А некоторым ребятам окажется очень полезно читать параграф учебника до того, как его объяснит учитель. Пусть попробуют.

Завершение урока

Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не за звонком. Пусть это будет простая фраза типа: «Урок завершен, успехов вам!». Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока, пусть она будет благожелательной.

Формы обращения учителя к ученикам

1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.

2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.

3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду.”Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.

Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.

Технология “Словарь принца” (социальная психология)

Замечание необходимо строить следующим образом:

1. Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлемо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более.

Пример:

- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…

- Когда вы рисуете на парте…

- Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе…

- Когда меня перебивают во время объяснения…

Но, здесь не должно быть описания личного отношения к фактам, таких как:

- Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах…

- Когда вы скачете по классу, как дикие звери…

2. Описывается эффект, который является результатом неприемлемого поведения школьника, ребенок должен понять, прочувствовать. Что его действия создают проблему для учителя.

Важно, здесь то, что большей части детей необходимо удовлетворить потребность в признании и принятии, и учитель, как значимый взрослый играет здесь важную роль. Именно потребность в признании и принятии мотивируют школьников на изменение поведения.

Пример:

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект)…

- Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (2 часть, значимый эффект)…

3. Сообщение ученику о тех эмоциях и чувствах, которые испытывает учитель в результате того эффекта.

Пример:

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (3 часть, чувства).

- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть, безоценочное описание ситуации), я могу столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).

Это важная последовательность, но не следует относится к ней, как к святыне. Возможно, и опускание какой-либо части трехчастного замечания. Общее правило здесь таково: желательно сообщить о неприемлемой ситуации и чувствах.

Когда учитель начинает применять данные замечания, школьник с удивлением открывает для себя, что учитель – не говорящая машина с разговорами, а настоящий человек, потому что он показывает свои чувства, сперва самому себе, а потом окружающим.

Чтобы научится пользоваться данной технологией, нужна тренировка. Попробуйте представлять ситуации на уроке или перемене, выводящую вас из равновесия и построить замечание по данной схеме.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Технология, приемы общения (Д. Карнеги):

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Психологический настрой

  1. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
  2. Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
  3. Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
  4. Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И, конечно, жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!
  5. Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Дети: Да!

Учитель: Тогда вперед!

  1. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

– Потому что наступила настоящая весна.

– Сегодня светит солнце.

- Может быть, потому что скоро каникулы?

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …

  1. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
  2. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
  3. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
  4. Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

1)    желаю (соприкасаются большими пальцами);

2)    успеха (указательными);

3)    большого (средними);

4)    во всѐм (безымянными);

5)    и везде (мизинцами);

6)    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствие

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

"Обмен настроением"

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.

- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

Психологический настрой, подходящий для всех уроков

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.

- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.

- Я тоже покажу вам своё настроение.

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

Вводно -психологический настрой для урока математики:

Этот урок у нас сейчас

Науке посвящается,

Что математикой всегда

В школе называется

Она поможет воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать,

Измерить и исчислить.

И прекрасна, и сильна –

Математики страна.

Уравненья и задачи,

Устный счет здесь всякий раз.

Пожелаю вам удачи!

За работу! В добрый час!

К уроку математики

Готовьте ум и глаз.

Тут линии, квадратики

Расставлены для вас.

Вводно -психологический настрой для урока русского языка:

Делу время, потехе час.

Послушайте мой рассказ.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Женский род - запомню я

И скажу: "она моя‖.

И запомню род мужской,

И опять скажу: "он мой‖.

Средний род: "оно моё‖

Это правило моё!

Спасибо!

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

Сколько правил, сколько правил.

С непривычки бросит в дрожь.

Будь старательным и только,

Будь внимательным и только,

Всё запомнишь, всё поймёшь.

Положительные эмоциональные настрои на урок (на этапе оргмомента)

1.Вот учитель входит в класс.

Что мы делаем сейчас?

Встали дружно.

Что нам нужно?

Вот учебник, вот тетрадь,

Их не надо открывать.

Знает каждый ученик,

Будет нужен и дневник.

Не забудьте про пенал,

Чтоб на парте он лежал. 

2.Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно. 

3.Звонкий прозвенел звонок.

Начинается урок.

Встаньте прямо, не шумите,

Всё ль на парте, посмотрите.

Все ль на месте, всё ль на парте:

Книжка, ручка и тетради.

Не забудьте дневника,

Он – документ ученика.

Здравствуйте, ребята.

Сели. Мы приступим к новой теме.

4.Заходите, дети, в класс!

Мы урок начнем сейчас.

Встали прямо, подравнялись,

Посмотри на парту,

Всё ли там в порядке?

Ручку, книжку и дневник

Имеет каждый ученик.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не крутитесь.

Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдет он впрок.

5.Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Мы урок начнём сейчас.

6.Здравствуйте, ребята.

Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

7.Заходите, дети, в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Утренняя зарядка

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком можно сделать утреннюю зарядку под музыку. 

«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)

- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа…

Игра «Комплименты»

Дети, глядя в глаза, друг друга, желают что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются.

«Пожелание на день»

Высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день.

Создание ситуации успеха

Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному.

Релаксация (под музыку звуков природы)

Релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровьесбережение учащихся и учителей.

  • Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
  • Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

Яблоня, яблоки, листья, цветы

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

Словесные поощрения детей

-        Прекрасно! Молодец! Умница! Хорошо! Удивительно! Остроумно! Ярко! Очень эффектно! Отлично! Очень точно! Поздравляю! Я горжусь тобой! Ты помог другому!

-        Я горжусь тобой! Огромный успех! Ты – победитель! Поразительно! Ты хорошо постарался! Я восхищаюсь тобой! Ты делаешь большие успехи! Я уважаю тебя! Ты очень ответственный человек! Я верю в тебя! Я знала, что ты сможешь это делать! Великолепно!

-        Несравненно! Как умно! Ты – хороший друг! Сенсационно! Красота! Огромное достижение!

-        Ты быстро продвигаешься вперёд! Ты добился большого успеха! Тут мне без тебя не обойтись! С каждым днём у тебя получается всё лучше! Ты увлёк всех! Я знала, что ты сможешь это делать! Как умно! Какой ты внимательный! Ты – моя радость! Ещё лучше, чем прежде! Это как раз то, что нужно! Ты проявил талант!